В конце 1941 года и весь 1942 год в Томске, насчитывавшем около 144 тыс. жителей, среди которых находилось около 900 профессоров и доцентов. По инициативе томских ученых и при поддержке городской партийной организации, спустя несколько дней после начала войны, 27 июня 1941 года, был создан Комитет ученых. Это была первая подобного рода общественная организация ученых в стране и инициативу довольно быстро подхватили в остальных городах. Председателем Томского комитета ученых стал профессор ТГУ Б.П. Токин, его заместителями – профессора К.Н. Шмаргунов (ТИИ), В.Д. Кузнецов и А.Г. Савиных (ТМИ). Томский комитет учёных (ТКУ), во благо фронта, взялся за научные фундаментальные и прикладные исследования во всех необходимых тогда направлениях, так, профессор ТИИ Л.П. Кулев выполнил спецзадание по созданию индикатора отравляющих веществ, который был взят на вооружение Красной Армией. В 1943 году он был удостоен Сталинской премии. Коллективом ученых во главе с доцентом ТИИ Н.П. Куриным была создана простая установка для получения карбида кальция, необходимого для предприятий Сибири. По инициативе ТКУ ученые занимались также проблемой поиска заменителей горюче-смазочных материалов. Вопрос о заменителях был настолько серьезен, что посетившие Томск зам. народного комиссара лесной промышленности СССР т. Ф.Д. Вараксин и начальник Главзапсиблеса т. Ф.Т. Бабич-Декань предложили составить подробную докладную записку для специальной постановки этого вопроса. Инженеры «Томлеса» предложили заместителю председателя ТКУ В.Д. Кузнецову деготь в качестве приемлемого заменителя нефти. Значение данной инициативы определялось необходимостью разгрузить транспорт и сэкономить государственные средства. Впоследствии, помимо дёгтя в качестве топлива было предложено использовать смолу и продукты ее перегонки. Была создана бригада в составе проф. В.К. Нечаева, доц. Ф.А. Кельдюшева (оба ТИИ) и трех инженеров из «Томлеса», которая выехала в Зырянский район, чтобы на месте организовать исследования моторов разных типов. В качестве материала для получения дегтя предлагалось использовать не только древесину, но и отходы лесопромышленного производства (кора, стружки, опилки и т.д.). По результатам их исследований, было выявлено, что нефтяные моторы «Ижорец», «Кировец», «Онежец» нормально работали на чистом дегте. Моторы с карбюраторами на дегте и смоле не работали. Тогда в Асиновской сплавконторе были поставлены опыты по разгонке дегтя и смолы на ряд производных и опробование их на различных моторах. Как показало сделанное предварительное исследование в лаборатории Асиновского лесозавода, выход моторного горючего из дегтя и смолы составляет примерно 55–60%, массы по консистенции пригодной для смазки (но не испытанной) – 10–15% и пека (от дегтя) и кокса (от смолы) 10–15%. На моторном горючем были опробованы двигатель ХТЗ-30 и дизель, которые при работе в течение 48 часов показали вполне удовлетворительные результаты, позже флот Асиновской сплавконторы в течение 8 дней исправно работал на этом виде горючего. В кротчайшие сроки, 26 сентября 1942 года, было выпущено постановление, о необходимости немедленного создания кафедры лесохимии при Томском ордена Трудового Красного Знамени индустриальном институте или при Томском государственном университете и просить ВКВШ провести все организационные мероприятия так, чтобы кафедра начала функционировать уже с текущего семестра и чтобы весной 1943 года были уже выпущены специалисты по лесохимии.
В конце 1941 года и весь 1942 год в Томске, насчитывавшем около 144 тыс. жителей, среди которых находилось около 900 профессоров и доцентов. По инициативе томских ученых и при поддержке городской партийной организации, спустя несколько дней после начала войны, 27 июня 1941 года, был создан Комитет ученых. Это была первая подобного рода общественная организация ученых в стране и инициативу довольно быстро подхватили в остальных городах.
Председателем Томского комитета ученых стал профессор ТГУ Б.П. Токин, его заместителями – профессора К.Н. Шмаргунов (ТИИ), В.Д. Кузнецов и А.Г. Савиных (ТМИ). Томский комитет учёных (ТКУ), во благо фронта, взялся за научные фундаментальные и прикладные исследования во всех необходимых тогда направлениях, так, профессор ТИИ Л.П. Кулев выполнил спецзадание по созданию индикатора отравляющих веществ, который был взят на вооружение Красной Армией. В 1943 году он был удостоен Сталинской премии. Коллективом ученых во главе с доцентом ТИИ Н.П. Куриным была создана простая установка для получения карбида кальция, необходимого для предприятий Сибири.
По инициативе ТКУ ученые занимались также проблемой поиска заменителей горюче-смазочных материалов. Вопрос о заменителях был настолько серьезен, что посетившие Томск зам. народного комиссара лесной промышленности СССР т. Ф.Д. Вараксин и начальник Главзапсиблеса т. Ф.Т. Бабич-Декань предложили составить подробную докладную записку для специальной постановки этого вопроса. Инженеры «Томлеса» предложили заместителю председателя ТКУ В.Д. Кузнецову деготь в качестве приемлемого заменителя нефти. Значение данной инициативы определялось необходимостью разгрузить транспорт и сэкономить государственные средства. Впоследствии, помимо дёгтя в качестве топлива было предложено использовать смолу и продукты ее перегонки. Была создана бригада в составе проф. В.К. Нечаева, доц. Ф.А. Кельдюшева (оба ТИИ) и трех инженеров из «Томлеса», которая выехала в Зырянский район, чтобы на месте организовать исследования моторов разных типов. В качестве материала для получения дегтя предлагалось использовать не только древесину, но и отходы лесопромышленного производства (кора, стружки, опилки и т.д.).
По результатам их исследований, было выявлено, что нефтяные моторы «Ижорец», «Кировец», «Онежец» нормально работали на чистом дегте. Моторы с карбюраторами на дегте и смоле не работали.
Тогда в Асиновской сплавконторе были поставлены опыты по разгонке дегтя и смолы на ряд производных и опробование их на различных моторах. Как показало сделанное предварительное исследование в лаборатории Асиновского лесозавода, выход моторного горючего из дегтя и смолы составляет примерно 55–60%, массы по консистенции пригодной для смазки (но не испытанной) – 10–15% и пека (от дегтя) и кокса (от смолы) 10–15%.
На моторном горючем были опробованы двигатель ХТЗ-30 и дизель, которые при работе в течение 48 часов показали вполне удовлетворительные результаты, позже флот Асиновской сплавконторы в течение 8 дней исправно работал на этом виде горючего.
В кротчайшие сроки, 26 сентября 1942 года, было выпущено постановление, о необходимости немедленного создания кафедры лесохимии при Томском ордена Трудового Красного Знамени индустриальном институте или при Томском государственном университете и просить ВКВШ провести все организационные мероприятия так, чтобы кафедра начала функционировать уже с текущего семестра и чтобы весной 1943 года были уже выпущены специалисты по лесохимии.